| | |
| Глава 1 |
1 |
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, |
2 |
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. |
3 |
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, |
4 |
будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. |
5 |
Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? |
6 |
Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. |
7 |
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. |
8 |
А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего -- жезл правоты. |
9 |
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. |
10 |
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса -- дело рук Твоих; |
11 |
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, |
12 |
и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. |
13 |
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? |
14 |
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? |
| Глава 2 |
1 |
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. |
2 |
Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, |
3 |
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, |
4 |
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? |
5 |
Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; |
6 |
напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? |
7 |
Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, |
8 |
все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; |
9 |
но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. |
10 |
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. |
11 |
Ибо и освящающий и освящаемые, все -- от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: |
12 |
возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. |
13 |
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. |
14 |
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, |
15 |
и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. |
16 |
Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. |
17 |
Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. |
18 |
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. |
| Глава 3 |
1 |
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, |
2 |
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. |
3 |
Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, |
4 |
ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. |
5 |
И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; |
6 |
а Христос -- как Сын в доме Его; дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. |
7 |
Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, |
8 |
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, |
9 |
где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. |
10 |
Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; |
11 |
посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. |
12 |
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. |
13 |
Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. |
14 |
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, |
15 |
доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". |
16 |
Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. |
17 |
На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? |
18 |
Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? |
19 |
Итак видим, что они не могли войти за неверие. |
| Глава 4 |
1 |
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. |
2 |
Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. |
3 |
А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира. |
4 |
Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. |
5 |
И еще здесь: "не войдут в покой Мой". |
6 |
Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, |
7 |
то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". |
8 |
Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. |
9 |
Посему для народа Божия еще остается субботство. |
10 |
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. |
11 |
Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. |
12 |
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. |
13 |
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. |
14 |
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. |
15 |
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. |
16 |
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. |
| Глава 5 |
1 |
Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, |
2 |
могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, |
3 |
и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. |
4 |
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. |
5 |
Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; |
6 |
как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. |
7 |
Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; |
8 |
хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, |
9 |
и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, |
10 |
быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. |
11 |
О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. |
12 |
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. |
13 |
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; |
14 |
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
| Глава 6 |
1 |
Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, |
2 |
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. |
3 |
И это сделаем, если Бог позволит. |
4 |
Ибо невозможно -- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, |
5 |
и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, |
6 |
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. |
7 |
Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; |
8 |
а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец -- сожжение. |
9 |
Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. |
10 |
Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. |
11 |
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, |
12 |
дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. |
13 |
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, |
14 |
говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. |
15 |
И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. |
16 |
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. |
17 |
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, |
18 |
дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, |
19 |
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, |
20 |
куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. |
| Глава 7 |
1 |
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, |
2 |
которому и десятину отделил Авраам от всего, -- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, |
3 |
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. |
4 |
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. |
5 |
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь -- брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. |
6 |
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. |
7 |
Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. |
8 |
И здесь десятины берут человеки смертные, а там -- имеющий о себе свидетельство, что он живет. |
9 |
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: |
10 |
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. |
11 |
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -- ибо с ним сопряжен закон народа, -- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? |
12 |
Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. |
13 |
Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. |
14 |
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. |
15 |
И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, |
16 |
Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. |
17 |
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. |
18 |
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, |
19 |
ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. |
20 |
И как сие было не без клятвы, -- |
21 |
ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, -- |
22 |
то лучшего завета поручителем соделался Иисус. |
23 |
Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; |
24 |
а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, |
25 |
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. |
26 |
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, |
27 |
Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. |
28 |
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. |
| Глава 8 |
1 |
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах |
2 |
и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. |
3 |
Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. |
4 |
Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, |
5 |
которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. |
6 |
Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. |
7 |
Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. |
8 |
Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, |
9 |
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. |
10 |
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. |
11 |
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, |
12 |
потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. |
13 |
Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. |
| Глава 9 |
1 |
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: |
2 |
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое". |
3 |
За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", |
4 |
имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, |
5 |
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. |
6 |
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; |
7 |
а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. |
8 |
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. |
9 |
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, |
10 |
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. |
11 |
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, |
12 |
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. |
13 |
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, |
14 |
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! |
15 |
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. |
16 |
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, |
17 |
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. |
18 |
Почему и первый завет был утвержден не без крови. |
19 |
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, |
20 |
говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. |
21 |
Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. |
22 |
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. |
23 |
Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. |
24 |
Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, |
25 |
и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; |
26 |
иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. |
27 |
И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, |
28 |
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. |
| Глава 10 |
1 |
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. |
2 |
Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. |
3 |
Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, |
4 |
ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. |
5 |
Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. |
6 |
Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. |
7 |
Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. |
8 |
Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, -- которые приносятся по закону, -- Ты не восхотел и не благоизволил", |
9 |
потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. |
10 |
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. |
11 |
И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. |
12 |
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, |
13 |
ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. |
14 |
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 |
О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: |
16 |
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, |
17 |
и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. |
18 |
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. |
19 |
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, |
20 |
который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, |
21 |
и имея великого Священника над домом Божиим, |
22 |
да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, |
23 |
будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. |
24 |
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. |
25 |
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. |
26 |
Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, |
27 |
но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. |
28 |
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, |
29 |
то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? |
30 |
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. |
31 |
Страшно впасть в руки Бога живаго! |
32 |
Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, |
33 |
то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; |
34 |
ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. |
35 |
Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. |
36 |
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; |
37 |
ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. |
38 |
Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. |
39 |
Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. |
| Глава 11 |
1 |
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. |
2 |
В ней свидетельствованы древние. |
3 |
Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. |
4 |
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. |
5 |
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. |
6 |
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. |
7 |
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. |
8 |
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. |
9 |
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; |
10 |
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. |
11 |
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. |
12 |
И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. |
13 |
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; |
14 |
ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. |
15 |
И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; |
16 |
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. |
17 |
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, |
18 |
о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. |
19 |
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. |
20 |
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. |
21 |
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. |
22 |
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. |
23 |
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. |
24 |
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, |
25 |
и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, |
26 |
и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. |
27 |
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. |
28 |
Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. |
29 |
Верою перешли они Чермное море, как по суше, -- на что покусившись, Египтяне потонули. |
30 |
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. |
31 |
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. |
32 |
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, |
33 |
которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, |
34 |
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; |
35 |
жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; |
36 |
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, |
37 |
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; |
38 |
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. |
39 |
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, |
40 |
потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. |
| Глава 12 |
1 |
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, |
2 |
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. |
3 |
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. |
4 |
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, |
5 |
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. |
6 |
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. |
7 |
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? |
8 |
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. |
9 |
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? |
10 |
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей -- для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. |
11 |
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. |
12 |
Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени |
13 |
и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. |
14 |
Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. |
15 |
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; |
16 |
чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. |
17 |
Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами. |
18 |
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, |
19 |
не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, |
20 |
ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); |
21 |
и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете". |
22 |
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, |
23 |
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, |
24 |
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. |
25 |
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, |
26 |
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. |
27 |
Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. |
28 |
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, |
29 |
потому что Бог наш есть огнь поядающий. |
| Глава 13 |
1 |
Братолюбие между вами да пребывает. |
2 |
Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. |
3 |
Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. |
4 |
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. |
5 |
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, |
6 |
так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? |
7 |
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. |
8 |
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. |
9 |
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. |
10 |
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. |
11 |
Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, -- |
12 |
то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. |
13 |
Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; |
14 |
ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. |
15 |
Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. |
16 |
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. |
17 |
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. |
18 |
Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. |
19 |
Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. |
20 |
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], |
21 |
да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. |
22 |
Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. |
23 |
Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. |
24 |
Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. |
25 |
Благодать со всеми вами. Аминь. |