| | |
| Глава 1 |
1 |
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, |
2 |
которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, |
3 |
о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти |
4 |
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, |
5 |
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, |
6 |
между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -- |
7 |
всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
8 |
Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. |
9 |
Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, |
10 |
всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, |
11 |
ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, |
12 |
то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. |
13 |
Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. |
14 |
Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. |
15 |
Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. |
16 |
Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. |
17 |
В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. |
18 |
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. |
19 |
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. |
20 |
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. |
21 |
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; |
22 |
называя себя мудрыми, обезумели, |
23 |
и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -- |
24 |
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. |
25 |
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. |
26 |
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; |
27 |
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. |
28 |
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -- делать непотребства, |
29 |
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, |
30 |
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, |
31 |
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. |
32 |
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. |
| Глава 2 |
1 |
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. |
2 |
А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. |
3 |
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? |
4 |
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? |
5 |
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, |
6 |
Который воздаст каждому по делам его: |
7 |
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -- жизнь вечную; |
8 |
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, -- ярость и гнев. |
9 |
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! |
10 |
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-- первых, Иудею, потом и Еллину! |
11 |
Ибо нет лицеприятия у Бога. |
12 |
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся |
13 |
(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, |
14 |
ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: |
15 |
они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) |
16 |
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. |
17 |
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, |
18 |
и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, |
19 |
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, |
20 |
наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: |
21 |
как же ты, уча другого, не учишь себя самого? |
22 |
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? |
23 |
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? |
24 |
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. |
25 |
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. |
26 |
Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? |
27 |
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? |
28 |
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; |
29 |
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. |
| Глава 3 |
1 |
Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? |
2 |
Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. |
3 |
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? |
4 |
Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. |
5 |
Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). |
6 |
Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? |
7 |
Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? |
8 |
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. |
9 |
Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, |
10 |
как написано: нет праведного ни одного; |
11 |
нет разумевающего; никто не ищет Бога; |
12 |
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. |
13 |
Гортань их -- открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. |
14 |
Уста их полны злословия и горечи. |
15 |
Ноги их быстры на пролитие крови; |
16 |
разрушение и пагуба на путях их; |
17 |
они не знают пути мира. |
18 |
Нет страха Божия перед глазами их. |
19 |
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, |
20 |
потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. |
21 |
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, |
22 |
правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, |
23 |
потому что все согрешили и лишены славы Божией, |
24 |
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, |
25 |
которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, |
26 |
во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. |
27 |
Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. |
28 |
Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. |
29 |
Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, |
30 |
потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. |
31 |
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. |
| Глава 4 |
1 |
Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? |
2 |
Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. |
3 |
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. |
4 |
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. |
5 |
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. |
6 |
Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: |
7 |
Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. |
8 |
Блажен человек, которому Господь не вменит греха. |
9 |
Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. |
10 |
Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. |
11 |
И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, |
12 |
и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. |
13 |
Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование -- быть наследником мира, но праведностью веры. |
14 |
Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; |
15 |
ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. |
16 |
Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам |
17 |
(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. |
18 |
Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое". |
19 |
И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; |
20 |
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу |
21 |
и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. |
22 |
Потому и вменилось ему в праведность. |
23 |
А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, |
24 |
но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, |
25 |
Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. |
| Глава 5 |
1 |
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, |
2 |
через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. |
3 |
И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, |
4 |
от терпения опытность, от опытности надежда, |
5 |
а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. |
6 |
Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. |
7 |
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. |
8 |
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. |
9 |
Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. |
10 |
Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. |
11 |
И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. |
12 |
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. |
13 |
Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. |
14 |
Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. |
15 |
Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. |
16 |
И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление -- к осуждению; а дар благодати -- к оправданию от многих преступлений. |
17 |
Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. |
18 |
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. |
19 |
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. |
20 |
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, |
21 |
дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. |
| Глава 6 |
1 |
Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. |
2 |
Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? |
3 |
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? |
4 |
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. |
5 |
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, |
6 |
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; |
7 |
ибо умерший освободился от греха. |
8 |
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, |
9 |
зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. |
10 |
Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. |
11 |
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. |
12 |
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; |
13 |
и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. |
14 |
Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. |
15 |
Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. |
16 |
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? |
17 |
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. |
18 |
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. |
19 |
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. |
20 |
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. |
21 |
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их -- смерть. |
22 |
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец -- жизнь вечная. |
23 |
Ибо возмездие за грех -- смерть, а дар Божий -- жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. |
| Глава 7 |
1 |
Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? |
2 |
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. |
3 |
Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. |
4 |
Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. |
5 |
Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; |
6 |
но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. |
7 |
Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. |
8 |
Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. |
9 |
Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, |
10 |
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, |
11 |
потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. |
12 |
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. |
13 |
Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. |
14 |
Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. |
15 |
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. |
16 |
Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, |
17 |
а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. |
18 |
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. |
19 |
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. |
20 |
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. |
21 |
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. |
22 |
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; |
23 |
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. |
24 |
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? |
25 |
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. |
| Глава 8 |
1 |
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, |
2 |
потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. |
3 |
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, |
4 |
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. |
5 |
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -- о духовном. |
6 |
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир, |
7 |
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. |
8 |
Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. |
9 |
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. |
10 |
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. |
11 |
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. |
12 |
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; |
13 |
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. |
14 |
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. |
15 |
Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" |
16 |
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы -- дети Божии. |
17 |
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. |
18 |
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. |
19 |
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, |
20 |
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, |
21 |
что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. |
22 |
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; |
23 |
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. |
24 |
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? |
25 |
Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. |
26 |
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. |
27 |
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. |
28 |
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. |
29 |
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. |
30 |
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. |
31 |
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? |
32 |
Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? |
33 |
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. |
34 |
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. |
35 |
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: |
36 |
за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. |
37 |
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. |
38 |
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, |
39 |
ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. |
| Глава 9 |
1 |
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, |
2 |
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: |
3 |
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, |
4 |
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; |
5 |
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. |
6 |
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; |
7 |
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. |
8 |
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. |
9 |
А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. |
10 |
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. |
11 |
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило |
12 |
не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, |
13 |
как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. |
14 |
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. |
15 |
Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. |
16 |
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. |
17 |
Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. |
18 |
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. |
19 |
Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" |
20 |
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" |
21 |
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? |
22 |
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, |
23 |
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, |
24 |
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? |
25 |
Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную -- возлюбленною. |
26 |
И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. |
27 |
А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; |
28 |
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. |
29 |
И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. |
30 |
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. |
31 |
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. |
32 |
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, |
33 |
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. |
| Глава 10 |
1 |
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. |
2 |
Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. |
3 |
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, |
4 |
потому что конец закона -- Христос, к праведности всякого верующего. |
5 |
Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. |
6 |
А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. |
7 |
Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. |
8 |
Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. |
9 |
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, |
10 |
потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. |
11 |
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. |
12 |
Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. |
13 |
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. |
14 |
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? |
15 |
И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! |
16 |
Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? |
17 |
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. |
18 |
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. |
19 |
Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. |
20 |
А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. |
21 |
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. |
| Глава 11 |
1 |
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. |
2 |
Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: |
3 |
Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. |
4 |
Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. |
5 |
Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. |
6 |
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. |
7 |
Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, |
8 |
как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. |
9 |
И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; |
10 |
да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда. |
11 |
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. |
12 |
Если же падение их -- богатство миру, и оскудение их -- богатство язычникам, то тем более полнота их. |
13 |
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. |
14 |
Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? |
15 |
Ибо если отвержение их -- примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? |
16 |
Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. |
17 |
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, |
18 |
то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. |
19 |
Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". |
20 |
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. |
21 |
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. |
22 |
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. |
23 |
Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. |
24 |
Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. |
25 |
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; |
26 |
и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. |
27 |
И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. |
28 |
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. |
29 |
Ибо дары и призвание Божие непреложны. |
30 |
Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, |
31 |
так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. |
32 |
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. |
33 |
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! |
34 |
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? |
35 |
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? |
36 |
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. |
| Глава 12 |
1 |
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, |
2 |
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. |
3 |
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. |
4 |
Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, |
5 |
так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. |
6 |
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; |
7 |
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, -- в учении; |
8 |
увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. |
9 |
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; |
10 |
будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; |
11 |
в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; |
12 |
утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; |
13 |
в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 |
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. |
15 |
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. |
16 |
Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; |
17 |
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. |
18 |
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. |
19 |
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. |
20 |
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. |
21 |
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. |
| Глава 13 |
1 |
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. |
2 |
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. |
3 |
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, |
4 |
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. |
5 |
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. |
6 |
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. |
7 |
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. |
8 |
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. |
9 |
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. |
10 |
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. |
11 |
Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. |
12 |
Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. |
13 |
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; |
14 |
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. |
| Глава 14 |
1 |
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. |
2 |
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. |
3 |
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. |
4 |
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. |
5 |
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. |
6 |
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. |
7 |
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; |
8 |
а живем ли -- для Господа живем; умираем ли -- для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, -- всегда Господни. |
9 |
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. |
10 |
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. |
11 |
Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. |
12 |
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. |
13 |
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. |
14 |
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. |
15 |
Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. |
16 |
Да не хулится ваше доброе. |
17 |
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. |
18 |
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. |
19 |
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. |
20 |
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. |
21 |
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. |
22 |
Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. |
23 |
А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. |
24 |
Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, |
25 |
но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, |
26 |
Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. |
| Глава 15 |
1 |
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. |
2 |
Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. |
3 |
Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. |
4 |
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. |
5 |
Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, |
6 |
дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. |
7 |
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. |
8 |
Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных -- ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, |
9 |
а для язычников -- из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. |
10 |
И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. |
11 |
И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. |
12 |
Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. |
13 |
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. |
14 |
И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; |
15 |
но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати |
16 |
быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. |
17 |
Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, |
18 |
ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, |
19 |
силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. |
20 |
Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, |
21 |
но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают. |
22 |
Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам. |
23 |
Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, |
24 |
как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. |
25 |
А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, |
26 |
ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. |
27 |
Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. |
28 |
Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, |
29 |
и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. |
30 |
Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, |
31 |
чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, |
32 |
дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. |
33 |
Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. |
| Глава 16 |
1 |
Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. |
2 |
Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. |
3 |
Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе |
4 |
(которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. |
5 |
Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. |
6 |
Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. |
7 |
Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. |
8 |
Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. |
9 |
Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. |
10 |
Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. |
11 |
Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. |
12 |
Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. |
13 |
Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. |
14 |
Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. |
15 |
Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. |
16 |
Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. |
17 |
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; |
18 |
ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. |
19 |
Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. |
20 |
Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. |
21 |
Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. |
22 |
Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. |
23 |
Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. |
24 |
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. |