| Ветхий Завет. Книга 31. Послание Иеремии | |
| Глава 1 |
1 |
Список послания, которое послал Иеремия к пленникам, отводимым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что повелено ему Богом. |
2 |
За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором, царем Вавилонским. |
3 |
Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром. |
4 |
Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. |
5 |
Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: "Тебе должно поклоняться, Владыко!" |
6 |
Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших. |
7 |
Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить. |
8 |
И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото, и приготовляют венцы на головы богов своих. |
9 |
Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих; |
10 |
уделяют из того и блудницам под их кровом; украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами, как людей. |
11 |
Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облечены в пурпуровую одежду. |
12 |
Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много. |
13 |
Имеет и скипетр, как человек - судья страны, но он не может умертвить виновного пред ним. |
14 |
Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги; итак, не бойтесь их. |
15 |
Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их. |
16 |
После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли от ног входящих. |
17 |
И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками; |
18 |
зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного их них не могут видеть. |
19 |
Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их, - а они не чувствуют. |
20 |
Лица их черны от курения в капищах. |
21 |
На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. |
22 |
Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их. |
23 |
Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали. |
24 |
За большую цену они куплены, а духа нет в них. |
25 |
Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им; |
26 |
потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары. |
27 |
Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному. |
28 |
К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их. |
29 |
Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам. |
30 |
И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами: |
31 |
ревут они с воплем пред своими богами, как иные на поминках по умершим. |
32 |
Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей. |
33 |
Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать; не могут поставить царя, ни низложить его. |
34 |
Равно ни богатства, ни даже мелкой медной монеты они не могут дать. Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут. |
35 |
От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут; |
36 |
человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут; |
37 |
вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра. |
38 |
Камням из гор подобны эти боги деревянные и оправленные в золото и серебро, - и служащие им посрамятся. |
39 |
Как же можно подумать или сказать, что они боги? |
40 |
К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать. |
41 |
И не могут они, заметив это, оставить их, потому что не имеют смысла. |
42 |
Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, сожигая курение из оливковых зерен. |
43 |
И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, - попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана. |
44 |
Все, совершающееся у них, ложно. Посему как можно думать или говорить, что они боги? |
45 |
Устроены они художниками и плавильщиками золота; не чем иным они не делаются, как тем, чем желали их сделать художники. |
46 |
И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны; |
47 |
как же сделанные ими могут быть богами? Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам. |
48 |
Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними. |
49 |
Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий? |
50 |
Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро, то можно познать, что они ложь; всем народам и царям сделается ясным, что это не боги, а дела рук человеческих, и в них нет никакого действия божественного. |
51 |
Кому же после сего не понятно, что они не боги? |
52 |
Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут; |
53 |
суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны, |
54 |
как вороны, находящиеся между небом и землею. Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище богов деревянных или оправленных в золото и серебро, жрецы их убегут и спасутся, - а они сами, как бревна в средине, сгорят. |
55 |
Ни царю, ни врагам они не могут противостать. Как же можно принять или подумать, что они боги? |
56 |
Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото: |
57 |
превосходя их силою, они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти себе самим не в силах помочь. |
58 |
Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги. |
59 |
Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны. |
60 |
Также и молния каждый раз, как является, ясно видима; также ветер во всякой стране веет. |
61 |
И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною, исполняют повеление. |
62 |
Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов, делает, что назначено; а эти не подобны им ни видом, ни силами. |
63 |
Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? |
64 |
Итак, зная, что они не боги, не бойтесь их. |
65 |
Царей они ни проклянут, ни благословят; |
66 |
знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна. |
67 |
Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе. |
68 |
Итак, ни из чего не видно нам, что они боги; посему не бойтесь их. |
69 |
Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги. |
70 |
Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме. |
71 |
Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них, вы можете уразуметь, что они не боги; да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране. |
72 |
Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он - далеко от позора. |